06.10.2021

В Праге память жертв Бабьего Яра почтили симфоническим концертом

Автор: admin

В концертном зале имени Богуслава Мартину в Праге состоялся концерт-реквием «In memoriam Бабий Яр», который инициировали музыканты из молодых камерного оркестра NeoKlasik Orchestr под руководством дирижера Вацлава Дласка.

Как передает Укринформ, об этом сообщил Посольство Украины в Чехии.

Перед концертом молитву по погибшим в Бабьем Яру прочитал главный раввин Чехии, писатель Карол Сидон. В программе вечера прозвучали две композиции: «Cantus (памяти Бенджамина Бриттена)» Арво Пярта и Симфония № 14 Дмитрия Шостаковича, также посвященная памяти Бенджамина Бриттена. И хотя непосредственно трагедии Бабьего Яра посвящена Симфония №13 Дмитрия Шостаковича, однако чешский дирижер Вацлав Дласк остановил свой выбор именно на менее известной Симфонии №14, посвященной теме насильственной смерти.

NeoKlasik Orchestr объяснили: «Привязку этой симфонии к теме Бабьего Яра мы видим в символической плоскости — она ​​не отражена непосредственно в названии произведения, но в его содержании, настроения, в самой музыке и текстах стихотворений, которые Шостакович выбрал для него. Мы выбрали это произведение прежде всего из-за его необычайную силу и впечатление, которое он производит на слушателя «.

Все трое композиторов — Арво Пярта, Дмитрия Шостаковича и Бенджамина Бриттена — связывает с темой Холокоста и их крепкая вера в то, что музыка обладает способностью пробивать молчание, становиться языком протеста против издевательств над человеком.

Основополагающей идеей, которая красной нитью проходит через весь концерт, стала тема смерти. Тогда как Арво Пярт сосредоточивается на спиритическом восприятии человеком смерти, симфония Шостаковича — это протест против насильственной смерти — смерти безымянной, жестокой, одинокой и прежде всего — смерти без памятника. О своей 14-й симфонии Шостакович написал: «Глупо протестовать против смерти как таковой, но вы можете и должны протестовать против насильственной смерти».

В 14-ой симфонии Шостакович работает с текстами четырех поэтов. Образ испанской гражданской войны в тестах Федерико Гарсия Лорки — созвучен с событиями кровавого красного террора, который был хорошо известен Шостаковичу. Российский композитор имел статус «показательного художника» в Советском Союзе, с чем было связано много его внутренних сомнений, частично переданы в стихах Гийома Аполлинера о вине и спиввину. Тексты Марии Рильке выражают убеждение композитора, нет жизни после смерти, а стихотворение Кюхельбекера напоминает о желании любого художника, чтобы его творчество осталась жить в веках. Во время концерта указанные тексты мастерски исполнили чешские оперные певцы Тамара Морозова (сопрано) и Йозеф Ковачич (бас).

Читайте также:   COVID протесты в Чешской Республике: гроб и унитаз подняли на премьера

«Во времена советского режима было запрещено чествовать память о жертвах Холокост. Именно поэтому помнить о зверствах обоих режимов — это долг нашего поколения «, — объясняют свое решение организовать концерт чешские музыканты.

«Бабий Яр став зупинкою на хресному шляху людства, який триває до сьогодні. Несмотря на все усилия нацистов и советов, мертвых удалось высвободить из ямы забвения. И это обязывает нас вырвать из них также тех, кто незамечен мировым вниманием страдает от репрессий сегодня «, — закончил свое историческое вступление к мероприятию чешский историк Давид Свобода.

Перед началом концерта посетители имели возможность ознакомиться с документальной выставкой «Бабий Яр: память на фоне истории «, подготовленную Музеем истории Киева и переведенную посольством Украины в Чехии.

Куратором выставки является киевский исследователь истории Бабьего Яра Виталий Нахманович, который на 20 стендах повествует историю этого трагического места во времена до Второй мировой войны, во время нее и после — от составления многоконфессионального некрополя, через Холокост и нацистский террор, советское уничтожение памяти о Яр, до провозглашения независимости Украины и достойное чествование жертв Бабьего Яра.

ад текстами выставки работали Татьяна Пастушенко (Институт истории Украины НАНУ), Екатерина Романова (Музей истории. Киева), Сергей Кот (Фонд им. Олега Ольжича), Виктор Крупина (Институт истории Украины НАНУ), Михаил Тяглый ( украинский центр изучение истории Холокоста), Виктория Яременко (Украинский институт национальной памяти).

Весь сентябрь выставка «Бабий Яр: память на фоне истории» была доступна к просмотру в Еврейском музее в Праге, где 13 сентября во сотрудничестве с посольством также состоялась лекция старшего научного сотрудника Академии наук Украины Татьяны Пастушенко на тему «Бабий Яр: история и память «(доступна по ссылке).

По этой ссылке можно прослушать запись концерта «In memoriam Бабий Яр». Исполнители: сопрано — Тамара Морозова, бас — Йозеф Ковачич, дирижер — Вацлав Дласк и оркестр Neoklasik Orchestr.

Напомним, президент Всемирного конгресса украинский (СКУ) Павел Грод в годовщину трагедии Бабьего Яра заявил, что Бабий Яр — это общая трагедия украинского и еврейского народов, это открытая рана для Украины и всего человечества, которую надо беречь от политических манипуляций и дезинформации.

Фото Посольство Украины в Чехии